Алтай — Монголия — Алтай
Алтай — Монголия — Алтай
октябрь 2011
до Хергаса и обратно
Не большая заметка об разведывательной экспедиции в глубь Монголии. Все суждения носят личный характер, основываются в большей мере на ощущениях полученных в поездке. Результат наблюдений, общения с местными жителями и между членами команды.
Для экономии времени, можно просто посмотреть слайд-шоу из той поездки.
Ну а если будите читать…
Точка сборки: Наш кемпинг “Gold Camel” — «Тыдтуярык» , посреди Чуйской степи в 70 километрах от границы
Команда : 10 человек. Троих участников мы еще не знаем, они едут с нами в первый раз. Марина, Наташа и Александр Пермяков из «русских экспедиций» — их встречают Ден и Ксю в Барнауле. Они на Delica. Виталий и второй Денис едут прямым ходом из Новосибирска. Они на второй Delica . Я и мой друг Александр прибываем на место, слегка поплутав по Алтаю, но это другая история. Мы на Suzuki Escudo.
Итак — прибыли на место. Не все герои истории знакомы с друг другом, но дело быстро поправляется, тем более что шурпа на столе, баня истоплена, в юртах сухо и тепло. Знакомимся до самого вечера, зато потом легко засыпаем.
Утром, погода солнечная ветреная и очень холодная. Торопимся, задача на сегодняшний день простая, пройти пограничный контроль и добраться до следующего кемпинга в городе Ольгий, это уже на территории Монголии.
Вообще целей у экспедиции несколько. Это и фестиваль Беркутиной охоты в Ольгии, необходимо переговоры с монгольскими партнерами, а так же разведка маршрута в Гоби. Конечная тактическая цель: какое-то соленое озеро в пустыне, посреди песков.
Едем. С монгольскими визами в паспортах, нет необходимости получать пропуска в погранзону, пролетаем сразу до Ташанты и там первая засада — наши пограничники. Они серьезные и основательные. Такие серьезные и такие основательные, что… в общем первое, что приходит на ум, это сцены таможенного досмотра из фильма «Дежа вю».
Время идет, мы стоим. Пьем чай, едим сало, весело материмся. И тут чудо — знакомый пограничник. Быстро договариваемся, и через полчаса формальности выполнены. Время Час дня, впереди 20 километров нейтральной земли.
Перевал Сайлюгем, дорога ощутимо идет вверх, высота больше 2500, пошел снег. Последняя будка с погранцами, чертовски холодно. Но вот шлагбаум поднят и пока…, впереди Монголия.
Километров через 10 вкатываем на монгольский пограничный пункт. 20 минут и все. Паспорта проштампованы, покупаем страховки ( рублей 700 что ли) и катим дальше. До Ольгия не больше 100 километров.
Горы такие же как и по ту сторону границы, откуда мы приехали. Это тоже Алтай, Монгольский, но Алтай. Хотя конечно отличия есть. Например стало тепло. Значительно теплее и практически все время пребывания в Монголии, для нас была хорошая погода.
Асфальта нет уже от российской границы, однако неожиданно перед самым городом на дороге снова твердое покрытие. Забегая вперед сразу скажу, что в полные дребеня мы не лезли, и если не считать песков и пару рискованных бродов.
В город въезжаем уже в глубоких сумерках.
Монголия страна откровенная. Откровенная она в своей свободе. Они честно признают себя страной третьего мира и не пытаются раздувать щеки. Ездят на новых Крузерах и Лексусах, ржавых и не ржавых Уазиках и раздолбаных Королах, пасут коней и верблюдов и хорошо при этом себя чувствуют.
Огромные малозаселенные пространства, в которых люди предоставлены сами себе. Возможно это аберрация, первое и поверхностное впечатление о стране и людях. Но в Монголию нельзя съездить на экскурсию. Любая поездка туда — это путешествие. Соответственно и встречающиеся нам люди не рассматривались через туристическую призму, когда любой туземец воспринимается как сервис-персонал.
Ну да это лирика. И сплошные ощущения.
Первый город, Ольгий,центр Баян-Ульгинского аймака. Население около 30 000 человек. В основном этнические казахи. Первый вечер, едим, пьем и спим. Нас всех, вдесятером разместили в одну большую юрту. В юрте печка. В столовой традиционный ужин. Водку пока пьем свою. Взяли на всякий случай 15 литров пластике и всяких коньяков. Уже понятно, что этого не хватит, но слава богу в Монголии нет контрафактной водки.
Утро, от вчерашнего снега нет и следа, светит солнце.
Первый день. Фестиваль Беркутиной охоты. Вход не дешев, около 30 баксов. Это самое трудное для организаторов. Попробуйте брать деньги, за въезд в монгольскую степь. Но они смогли перекрыть маленькое ущелье и бойко продают билеты. Если оценивать уровень организации мероприятия, то продажа билетов — это однозначный win, все остальное уже не так однозначно.
По большому счету мероприятие — шоу для иностранных туристов. Так к нему и относимся, хотя конечно интересно и кое что нового узнать удается. Пока немцы и американцы восторженно ходят, цокают и снимают все подряд, выпили с охотниками, выменял шапочку для орла на бутылку русской.
Персонажи колоритны. Им явно льсти внимание сотен фотографов, они принимают горделивые позы, кто-то выглядит естественно , кто -то эпатажно. Доставляют, то там то тут выступающие из под национальной одежды, треники abibas, майка NAKE или еще какая ляпота.
Впечатление фестиваль оставил позитивное, много людей, просто орда фотографов , все навеселе. В основном европейцы, познакомился с французской журналисткой, семейной парой из Новой Зеландии, исламистами из Катара, с веселой компанией из Новосибирска.
Фестиваль длиться несколько дней. Скачки на верблюдах, соревнования на лошадях, что то по типу мотобола с бараньей шкурой, само собой показ выучки орлов — беркутиная охота и просто фольклор . А вечером еще и концерт !
Все здорово, но нам пора дальше.Ден договаривается с проводником . Выезд назначаем на завтра в обед. С утра идем на базар, нужно докупить продукты и кое что из теплых вещей.
Вечером ужинаем в самом дорогом ресторане Ольгия. По нашему это областной центр. Сколько ни пытаюсь, не могу сделать заказ дороже 200 рублей на наши деньги ( помните я говорил о стране третьего мира). На стол ставят большую тарелку тушеной конины с овощами, какое то кушанье из теста и все за 180 рублей. Выручает покупка бутылки виски . Статус кво восстановлен. Засыпаем в этой связи опять быстро.
Снова утро, подъем завтрак, по машинам на базар.
Восточный БАЗАР. Отдельная история. Непривычного много, непривычно все. Например бильярдная под абсолютно открытым небом.
Казахская балалайка – домра или топчур, купил такую.. а еще взяли по тюбетейки. Инструмент 100 рублей, шапка 50р.
Почему монголы так любят фотографироваться ? Увидев человека с камерой, подходят, с удовольствием позируют, потом слегка смущаясь уходят, но видно, что получив какое то , только им понятное удовлетворение. Что-то нужно подумать над этим.
Игровых столов много, около 20. Несмотря на утро, за половиной идет игра. Играют только в пул.
На базаре купили всё, что планировали. Отличную монгольскую тушенку ( никакая наша или любая другая даже близко не подлежит с ней сравнению), набрали еще каких-то припасов, я купил сапоги, перчатки. Девочки набрали кучу великолепных вещей из верблюжьей шерсти. Долго искал и таки нашли рыболовные блесны. Смешные такие, но как оказалось вполне ловчие. Хотя в Монголии рыбы столько, что она берет наверное и на пивные пробки, но об это чуть далее.
Заметно потеплело. Женщина, работник кемпинга, взяла мною купленную домру и успокоила игрой на ней, свою плачущую дочку.
Современные здания стоят рядом с глинобитными заборами, все как у нас.
Да, кстати, кемпинг, где мы провели две ночи называется «Blue Wolf» и хозяин его, известный по обе стороны границы , этнический монгольский казах с убойным именем Канат.
А нам пора дальше. Берем с собой проводника. Васю. Вася школьный учитель, знает русский , рыбные места и любит водку . В общем нам подходит.
Выезжаем из Ольгия.
Держим курс на на Юг. По дорогам Монголии.
Что это за дороги. Песня. Как их описать. ? Горы, степи, перевалы , броды и простор. Много десятков и сотен километров абсолютно без жилья, в нашем понимании. Есть стойбища и юрты. Но нет городов и даже деревень. Райцентр, на монгольском Сомон. В нем есть школа, несколько магазинов, заправка, сельсовет. Иногда двух этажный дом в центре. Много заборов, за заборами юрты.
Дорога представляет собой направление в какую то сторону. Буквально десятки накатанных колей, из которых нужно выбрать одну, по которой менее всего трясет. Средняя скорость монгольская. Максимальная 50-60, крейсерская 40 , средняя за день 25-30 . Бережем резину и подвески. Иногда разъезжаемся по фронту на значительные расстояния. До нескольких километров. Машины оборудованы рациями CB нескольких диапазонов. На самый пожарный случай есть КВ станция и несколько спутниковых телефонов «Турайя».
СВ станции практически абсолютно необходимы, всем , кто собрался в эти места. В степи как оказалось, легко растеряться, это не Алтай, простора гораздо больше. А разговоры между экипажами веселят и забавляют.
Я не пью пиво. Но монгольское пиво великолепно. Ехать со скоростью 40 скучно. Пьем пиво, едим мясо ( вяленую конину).
Первая ночевка без прикрытия. На берегу озера Ачит-нур. Утром пока все спят, еще затемно, сбегали на вытекающую из озера речку, поймали несколько Харюзов. Они отличаются от наших. Цветом, немного формой. А главное размером. Килограммового я еще не ловил, до этого раза.
Из свежего хариуса тут же сделали чушь, под чушь прошло отлично. С близ лежащего стойбища пришел пастух с девочкой. Рыбу монголы не особо жалуют. Закусывать предпочел колбасой. Он же принес 2-х литровую бутылку кумыса и килограмм наверное, ячьего масла. И то и другое прекрасно.
Но время. Сегодня нужно много проехать. Решили за день постараться доехать до озера Хергас. Хочется иметь запас времени для всяких неожиданностей и фотографирования . Собрали лагерь, покатались на лошадках, монгольские лошадки низенькие, лохматые и резвые, спели песню Одину, махнули по пятьдесят и в путь.
Дороги, вернее направления , весьма и весьма дружелюбны, настраивались на больший экстрим. Но тут и там валяются пробитые колеса. Нужно учитывать, что машины загружены до предела. У нас по 80-100 литров топлива в запасе. У меня бензин , у ребят дизель. В принципе мы не планировали жесткую автономку, но заправка будет только послезавтра. И дело еще в том, что буря за несколько дней до нас ,оборвала провода , нам так сказали, и в два сомона что будут у нас по дороге, электричество поступает с перебоями. Ввиду этого заправки не работают. Для этой местности, обычное дело, как оказалось
Надо сказать, что электричество, в Монголии есть не везде. Многие магазинчики, стоят вообще без лампочек и видимой проводки. В Юртах вовсю используют генераторы и солнечные батареи, есть вполне современные. Бензин дорогой. Дороже нашего, а с учетом невысоких монгольских зарплат …так вообще. Поэтому ездят в основном на мотоциклах. Такси — тоже мотоциклы. Междугородние тоже. Выглядят забавно. Пассажиру дают строительную каску и ватник.
Ага, вот и первая поломка. Ничего страшного, нужно что-то подкрутить из того, что уже давно просится на замену. Это последняя поездка старой Делики. Не успели подготовить новую машину, так что пришлось вернуть старушку в строй. Проблемные запчасти взяли с собой, ждали только когда сломается. Впрочем я в этом не особо понимаю.
Генштабовская карта говорит, что рядом есть колодец, ищем и находим. Вода почти пресная и вкусная. По Алтайской привычке на брали с собой большого запаса воды. А зря. Рек мало, в озерах вода соленая, как правило. Быстро переориентировались и все емкости заполнили водой. Освободилась вторая пяти литровка из под водки. Ну и хорошо.
Еще немного и будет озеро. Но не успеем за светло. Осень, короткий день, лагерь продеться ставить затемно. Зато завтра целый день рыбалки и отдыха.
Проснулись утром. Das ist Fantastish.
Озеро Хергас. Большое, соленое, берегов не видно. Но видно кое что у берега. У самого уреза воды, 2-3 килограммовые Османы тыкаются мордами в гальку. Но нам нужны не они , нам нужен Трофей. Скажу сразу , большого взяли только одного. Остальных выпустили, а этого все таки приготовили. Рыба так себе, после хариуса так вообще никак, но у нас еще было.. так что все прошло замечательно.
Итак , вторая ночь на Хергасе. Пора в путь. Людей не видели уже пару дней, нужно бы заправиться, да и прихваченное спиртное , чета стало заканчиваться., а впереди Гоби.
Еды у нас навалом. Из расходников, которые требуют пополнения, только свежий хлеб и спиртное, заезжаем за покупками в самон.
Магазин закрыт, посылаем мальчишку за продавцом. Выбор товаров невелик. Только самое необходимое. Внешне все магазины в самонах напоминают наши сельпо 30-ти летней давность. Языковой барьер помогает преодолеть палка от швабры. Ей показываем продавцу, что хотим купить, и на пальцах кол-во товара. Проблем с покупками нет.
Проводник Вася, говорит, что в этих местах он не бывал и дороги не знает. Дальше едем по навигатору, скаченным гугломапсам и генштабовским картам.
До намеченной цели осталось не больше пары километров, когда мы слегка увязли в песках. Немного покапали, прицепили лебедку, по газам, появился запах от подпаленного слегка фрикциона . Но ура. Мы на месте. В свете луны мерцает поверхность озера. Пока команда ставит лагерь, одеваю сапоги и иду за водой. Озеро мелкое. Иду уже метров двадцать по воде, воды по щиколотку. В свете фонаря шныряют рачки планктона, дно усеяно костями животных. Был бы трезвый, испугался бы.
Впереди великолепный ужин. После долго пьем чай. Сидим у костра. По дороге нашли несколько больших , черных как антрацит, кусков каменного угля. Разожгли огонь из кизяка и каких то веток, добавили угля. Горит долго, жарко. Рекомендую.
А вот утро разочаровало. Это был единственный день за всю поездку, кроме самого последнего, когда не светило солнце.
Озеро очень соленое, противоположный берег белый от соли. Небо серое, будет снег. Дюны над нами, но не хочется даже снимать. Сели, поели, выпили, помолились. И о чудо, ненадолго выглянуло солнце. Бежим как дети на песок.
Вася протер рекламу на запаске и попросил его сфотографировать. Еще немного по изучали соляную корку на озере. Оказалось, что это просто кондовый засохший солончак, с жижей где-то в глубине. Но погода портиться. И на сегодня уже окончательно.
Уезжаем с озера, пора обедать, но совсем не комильфо, готовить на ветру, когда вот-вот и пойдет снег. Опять удача, впереди стоянка. Чабаны, в полном наборе скотина : верблюды, овцы, кони.
Именно вопли верблюдов в ночи , мы приняли за вой волков. Ну по неопытности.
Подъезжаем, здороваемся, спрашиваем : » Не хотите ли вы пригласить нас в гости, у нас и водка есть ? «. Не ручаюсь за дословный перевод, но смысл был еще прямее : » В какую юрту нам заходить, в эту или в эту ?».
Хозяйка тут же начала жарить баурсаки, мужчины заметно оживились, когда мы выставили две по 0,7 на стол. Дети.. те сильно удивились, обрадовались и озадачились . Мы им дали банку яблочного варенья. Они явно такого не видели. Варенье домашнее из Алтайских яблок и очень, очень вкусное. Доставали прямо ручками большие куски яблок из банки и с удовольствием уминали.
Спасибо хозяевам. В юрте тепло и уютно, но уже день, нужно ехать. Решаем ехать целый день и остановиться не лагерем, а в Санатории. Да, да, именно в санатории. За три дня мы сделали круг и возвращаемся снова на берега озера Хергас. Там то и стоит дом отдыха от тяжелого чабанского труда , возведенный еще в те времена, когда мы вместе дружно строили социализм.
Ехали, уже в сумерках пустынные пейзажи сменились степными , с горами на горизонте и вот уже и сами горы. В темноте виден выпавший снег, но на небе звезды. Похоже погода налаживается, ветер сильный, выражение сходить до ветра, принимает буквальный оборот и машину стараемся лишний раз не покидать.
О ветрах. Где то читал, что монголоидные расовые черты, под действием сумасшедших азиатских ветров эволюция вычерчивает на лицах вновь прибывших в эти места народов очень быстро. Монголоидность за историю человечества, образовывалась у разных групп, независимо и не менее 15 раз за всю историю. Интересно, мы за пару недель не успеем эволюционировать.
К полуночи добираемся до санатория. Не долго будим персонал, зато они долго не могут запустить генератор, но вот свет есть ! Нам даже подают ужин. Монголы гостеприимны и встречают гостей радушно. Степной обычай, не оставлять путника без помощи.
Утром как и ожидалось светит солнце, ярко, жизнерадостно, многообещающе.
Нас ждет завтрак. Вкуснейшая манная каша, и пироги с рыбой.
Вечером в самоне заправились. Бензозаправка опять не работала, не было электричества, что не помешало работать магазинам. Местная водка ожидаемо называется «Чингиз Хан». В Монголии все, что хорошего качества носит марку Чингиза. Впрочем брали и более дешевый продукт, на вкус никакой разницы, по утру тоже все в порядке, похоже в Монголии не «катают» водку.
Прощаемся с персоналом. Пакуем вещи и снова в путь. Где сегодня будем ночевать ?. В планах доехать до города Улангом, но как оно еще выйдет. Рваные покрышки, куски рессор и просто брошенные машины в степи, напоминают где мы находимся.
И снова дороги, пыль, верблюды, солнце , юрты, перевалы. Чаще стали попадаться воткнутые в кучи камней древки, с развивающимися на ветру молитвенными флагами. Не знаю как их называть. Алтайские бурханисты называют похожие сооружения Обоо, но тут буддисты. В Тыве много желтых и зеленых флагов, тут почти все синие, наверное разные течения одной религиозной реки.
В этот день дорога ложиться под колесами без приключений. Колеса целы, маршрут известен, в Улангом приедем засветло. И как напоминание о том, что на дворе век 21, перед самым городом 30 километров платной, асфальтовой дороги. Смешные деньги то ли 15, то ли 50 рублей на наши деньги. Но вот катим.
Чем запомнился город. ? Гостиница с попеременно идущей в номерах горячей водой и очень оригинальным сервисом, базар, ресторан в котором очень трудно получить то что заказал, а еще меня там арестовали. Ненадолго, но с очень серьезным видом. Умудрился проехать под «кирпич». Невелика беда, но в придачу я не понял жеста полицейского ( подумалось , что это привет был) помахал ему в ответ, на что он жутко осерчал и через полчаса таки вычислили нас за обедом в ресторане. Доставили в участок, но слава богу там не оказалось нужных протоколов , дежурного и начальника, вообще никого. Я принес извинения на всех доступных, включая монгольский и казахский, языках и был отпущен.
Немного полезной информации:
- деньги можно менять в Монголии любые. Смело можно ехать с рублями, в городах всегда найдете банкомат. Менять выгодней у менял. Это абсолютно безопасно. Как правило они сидят в машинах у местного базара.
- в ресторане, даже в дорогом, заказывайте просто еду. Не стоит заморачиваться тем, что написано в меню. Половины блюд нет, а те что есть официанты все равно перепутают. Мы просто заказывали 10 порций еды, нам приносили а потом мы уже делили кому что по вкусу.
- монголы по природе не торгаши, но живут на востоке, поэтому на базаре всегда можно выторговать скидку, но принимается это без энтузиазма
В Улангоме мы снова пошли на Базар и в Монастырь. К великому нашему сожалению, в ДК был спектакль, но мы поздно об этом узнали, а так хотелось бы попасть.
Из окна гостиницы, город выглядит так. Заборы, заборы, в них Юрты, скотина и даже какие то посадки. Тем не менее город не производит впечатление упадка. Ну живут они так.
А нам пора дальше. Впереди дорога домой. По маршруту мы снова едем в Горы. Немного проедем вдоль границы с Тывой , объедем хребет Чихачева с юга. По идее должны увидеть гору Монгун- Тайга. Цивилизации, даже монгольской, больше не будет. Две или три ночевки мы проведем в автономке.
На выезде из города снова платный «автобан».
Съезжаем с асфальта километров через 30. И дорога уходит в горы, сразу начинается очень затяжной и высокий перевал . За ним другая страна. Привет Алтай !
Кстати верблюды Монголии и Алтая, это как говориться далеко не одно и тоже. Знакомый верблюдовод в Кош-Агаче рассказывал, что все стадо на Алтае порезали в перестройку. Потом одумались , но по каким то причинам завезли на племя поголовье из Калмыкии. То ли таможенные трудности, то ли просто бюрократический заскок, но наши и монгольские верблюды отличаются. А к зиме двугорбые опушились дополнительно и сам их вид внушает тепло и мягкость. Выглядят они торжественно и надежно.
Доезжаем до озера. Еще светло, но впереди, судя по карте серьезный перевал, решили оставить его на завтра. Встаем лагерем. На том берегу озера, километров через 15 уже Россия. Если конечно Тыва себя ею считает.
Озеро называется Уурэг-Нур. Его видно с Российской погран заставы, на территории Тывы. Мы там были в 2009 году. Забавно, берем воду из речки которая впадает в озеро. Два года назад, мы стояли лагерем на этой реке 15-ю километрами северней, на той стороне границы и смотрели с холма в бинокль на те же юрты, что сейчас от нас в 500 метрах. Монголия воспринималась загадочной и суровой страной. Сейчас же над Российской территорией гуляет снеговой фронт, мы видим, что в горах идет снег и нам совсем туда не хочется.
Утро, наверное предпоследнее утро в Монголии и нам везет, снова солнце, снеговые тучи отступили за хребты на север . мы снова устремляемся в путь, вслед за ними. В этот день едем не долго. Но очень живописно. До границы мы не успеем, ночевать на хребте Чихачева не хочется, как нет особого желания искать ночлег в поселке Цаганур, в котором находиться монгольский пункт перехода границы.
А пейзажи снова меняются. Въезжаем в красные скалы. Когда-то давно, магма излилась и застыла не достигнув поверхности. Образовался гранит или похожие на него минералы. Потом силы природы доделали начатое. Выветрили более легкие породы и обнажили красные валуны.
Где-то среди них мы и встанем на последнюю ночевку в Монголии. Сегодня мы распрощаемся с нашим проводником Васей. Мы к нему привыкли. Он к нам тоже. Подарил классные значки с монгольским флагом, сказал что с нами здорово, попросил выслать фотографии.
Остановились перед бродом, подъехали местные. Поулыбались, поздоровались, само собой бурханули , пожелали хорошей дороги.
Проехали еще несколько километров. «Марсианские» пейзажи завораживают. Выбираем место, встаем лагерем. Вася просит забросить его в ближайший самон, что за речкой, у него там родственники. Везу.
В селе полно детишек, мы долго спрашиваем, где живут его родственники, Вася ни разу тут не был, но с пятого раза нашли. Естественно присели. Баурсаки, вяленая конина, и литровый Чингиз Хан.
Пьем по монгольскому обычаю. Хозяин наливает водку в пиалу, церемонно подает гостю, тот выпивает, пиала наполняется и так по кругу. Впрочем вторую бутылку наливают уже просто в стаканы. От третьей приходиться отказаться, все таки еще нужно добраться до лагеря. Хозяйка дает угощение, целый пакет баурсаков и кровяную колбасу. Обещаю выслать фотографии.
Монголы вообще, патологически любят фотографироваться. Могут подойти на базаре и попросить сфотографировать. Улыбнуться в диафрагму и довольные уходят. Даже не посмотрев на монитор камеры.
Возвращаюсь в лагерь. Ждем перемены погоды, над столом натянут тент, зарядили фильмы из предыдущих экспедиций, жжем костер, благо первый раз за всю поездку вокруг много дров.
Ну вот и последнее утро. Отъезд из Монголии больше похож на эвакуацию. Лагерь собираем мгновенно. Снег усиливается, нужно валить. Впереди Сайлюгем и торчать на летней резине по ступицу в снегу удовольствие в два раза ниже среднего.
Впереди несколько бродов, начинаем плутать, невидно ни черта и в одном месте просто едем по руслу реки. Слава богу не глубоко.
Желание поехать побыстрее выходит боком. Пробито колесо, ну и ладно, запасок дофига.
Снег усиливается. Вершину Монгун — Тайги увидели, но это было наверное последнее, что удалось разглядеть. Видимость ноль, Цугунур где то рядом, но найти сразу не удается. Судя по всему кружим в радиусе несколько километров . На подъемах резина откровенно буксует, летний BF Goodrich , хоть и второй, но по снегу не работает абсолютно. Бензин тоже кончается, расход горючки на полном приводе и пониженной чудовищен, но пока слава богу удается идти на обычной передаче.
Все. Резко въехали в Циганур.
Дальше все просто . Несложный монгольский досмотр, потом бессмысленный и бестолковый российский и Мы снова в этой стране.
Доехали до Кош-Агача. В кафе заказали манты, что то еще. По привычке захотелось налить, но нельзя. Территория свободы осталась за полосатыми столбиками. Нас окружает суровая действительность, впечатанная в лица соотечественников. ))
Впрочем , сегодня мы едем вниз, через 350 километров, в Черге, нас ждет баня, ужин, все дела……
Еще пара роликов
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.