Работа в кемпинге
Тур в пакете
Фото и Видео
Мы на Tripadvisor
Наши соцсети
 
Группа в Фейсбуке Вконтактe инстаграм Ютуб
 

Гора Белуха с перевала Карагем

Обзорная экскурсия



Алтай –  уникальное место, которое часто называют музеем под открытым небом.

Для  него характерен  историко-культурный  потенциал с характерными  традициями, обычаями, особенностями  бытовой и хозяйственной деятельности.  Помимо этого, территория обладает интересной историей формирования, особенностями рельефа и  климата.

Данная  экскурсия  проходит по  территории Кош-Агачского  района. В переводе с южн.алт. «Кош-Агач»  переводится как пара деревьев. Это место получило такое название от двух единственных отдельных больших деревьев, находящихся вблизи названного селения.

На  35 версте  от Ташанту, среди  совершенно пустынной  степи, встречаются два  больших отдельных дерева на расстоянии 5 верст одно от другого, служащих хорошими ориентирами.

Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических.  Соединение древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал  из Алтая важный культурно-исторический центр. Большинство археологических памятников Алтая приурочены  к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями: Канская, Абайская,  Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская. Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с  древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.

Первое сведения о поселенцах Алтая  восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, ее государственных образований. 

Находящиеся  на территории  Алтая археологические  памятники, по которым можно судить о древних поселениях, можно разделить на несколько периодов: 

o  каменный век (1 млн. — 4 тыс. лет до н.э.);

o  бронзовый век (IV тыс. — I тыс. до н.э.);

o  железный век (I тыс. до н.э — V в. н.э.);

o  тюркский период (VI-Х вв.).

Первые люди поселились в долинах  Алтая много сотен тысяч лет назад, были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней. Эти находки относятся  к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. 

Предполагается,  что древние люди  вели кочевой образ  жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий. 

Далее  наступает  бронзовый век,  характеризующийся  использованием наряду  с каменными орудиями бронзовых,  представлен афанасьевской археологической  культурой (конец IV тыс. до н.э.-первая четверть  II тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), На Алтае  племена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.

Формирование  афанасьевской культуры  связано с переселением на  Алтай ранне скотоводческих племен  протоевропеоидов, занимавшихся отгонным  скотоводством. 

Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м).  Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. 

В I тыс. до н.э. на Алтае  появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.

Скифское  время на Алтае  связано прежде всего  с пазырыкской археологической культурой  ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.).  Главным занятием кочевого племени пазырыкских  воинов была охота.Пазырыкцы знали и любили природу,  были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. 

В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу 

III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших  позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство  (Пазырыкская…, 2018). 

В  V веке   н. э. на   историческую сцену  выходят Тюрки. Легенда  гласит, что в горах Алтая  укрылся от врагов хуннский царевич.    От царевича и волчицы появился род Ашина. 

Род  этот дал  начало великому  народу, который впоследствии  смог захватить полмира и основать  одно из самых больших государств –  I Тюрский каганат. Память и достижения степняков надолго пережили их самих. Вспомним хотя бы,  что на тюркских языках говорят 170 млн. человек.

После  этого события  развиваются с калейдоскопическим  разнообразием, но описываются в исторических  хрониках сухо и монотонно. Это захваты, походы,  сраж ения. 

Войны  за власть,  земли, рабов  и дань. За описанием  военных событий незаметна  жизнь простых людей, которые выделывали железо в промышленных масштабах.

Тюркский  Мир в условиях  степи существовал  достаточно долго –  около 800 лет

(Тюркская…,  218). Векторы  развития менялись,  Тюркютская гегемония  сменилась уйгурской, затем кыргызской, но всему конец положили – Монголы.

Алтай становится провинцией Монгольской империи в 1220-х гг. 

К X в.  население  Алтая представляло собой конгломерат различных тюркских племен, до XIII в. различных племена – среди которых енисейские кыргызы, кимаки, кочаны, кидани, найманыи  др. – образовывали крупные и мощные державы, в состав которых входили и народы Алтая.

В XVII в. сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство. Первые русские поселенцы появились на  Алтае только в конце XVII в. Освоение Алтая пошло быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов, защищавших от набегов джунгарских ханов.

Самоназвание теленгит установилось, как полагают, с ХIV в.; до ХVII в. с уществовала единая теленгитская (телеутско-теленгитская) макрообщность, занимавшая практически весь Южный Алтай. В Российской Федерации проживают 2,4 тыс. чел.

В мировоззрении значительную роль играют древние образы покровителей природных стихий,  хозяев гор, тайги, источников, а также представления о душах и духах и образы семейных  и родовых покровителей. Сохраняет свое значение институт наследственных шаманов, продолжается  практика изготовления шаманских атрибутов. Шаман считается посредником между видимым миром и невидимым,  с которым он может общаться. 

Считалось,  что на роль  шамана человека  избирали духи. Перерождение  в шамана было болезненным: человек видел и чувствовал, как духи рассекают  его плоть и пересчитывают кости. Ведь отличительным знаком шамана, как считалось, была именно лишняя кость. Зато, пройдя  все испытания, человек открывал в себе сверхъестественные способности. Духи давали ему ясное видение причин болезни  или смерти человека и животных, могли подсказать, где искать пропавшего земляка или куда забрело стадо. С помощью духов шаман помогал людям при родах и похоронах.

Продолжая тему верований, нельзя не упомянуть уважительное отношение теленгитов к  родникам, рекам, озерам. Считалось, что у каждого водоема или целебного источника  есть своя хозяйка, которая могла предстать в образе девушки, женщины или старухи. У самых больших рек были хозяйки высокого, ханского положения, суровые и коварные. О них сложено много легенд. По преданиям, в годы войн хозяйки рек спасали  теленгитов – затягивали их врагов в водовороты. Для большинства шаманов мир был трехслойным: небесный мир, мир людей и подземное царство. На бубнах же были изображены два мира, разделенные тонкой границей. Если большая часть  бубна была отведена миру небесному, верхнему – значит, шаман легко общался с ним. Если большую площадь занимал мир подземный, нижний – шаман легко ходил туда. В зависимости от того, какой из миров был шаману ближе, их подразделяли на «черных» и «белых». Человеческий мир был лишь в виде полоски, потому как шамана он мало интересовал. Вообще, для шамана бубен  был очень важен – только с помощью него он мог отправиться в путешествие по разным мирам. Каждый шаман самостоятельно делал свой бубен, который затем нужно было показать духам. Они могли его одобрить, посоветовать что-то или потребовать полностью его переделать. Готовый бубен оживляли, впуская туда духов. Кроме того, внутри бубна навсегда  оставалась душа того животного, из шкуры которого он был изготовлен. Она же становилась как бы внешней, «животной», тщательно оберегаемой душой самого шамана. 

После смерти шамана бубен разрезали и вешали на дерево над его могилой.

Также следует отметить уважительное, любовное отношение теленгитов к огню. В их понимании  он был живым существом. Огонь оберегали, его запрещалось выносить из жилища, не допускалось  прикосновение к своему огню человека из другого рода – хозяин сам подавал гостю прикуренную трубку. На огонь не указывали и не касались его острыми предметами  – топором или ножом; не сыпали в него соль и другие горькие или ядовитые вещества, не бросали в него мусор, не сквернословили и не ссорились у очага.

Считалось,  что огонь очищает.  С помощью огня и вереска  окуривали домашние предметы, люльку новорожденного, загоны скота. Огню же отводилась особая роль в одном из главных обрядов под названием «Сан салары». Этот обряд совершался в новолуние, и к нему готовились задолго до его начала. На восточной стороне от жилища, на возвышенной местности,  клали камни. Один плоский камень размером примерно с большую тарелку предназначался для того, чтобы жечь на нем огонь. Как только показывались первые лучи солнца, хозяин дома с домочадцами в национальных одеждах приходили на место. Там они жгли можжевельник, а затем выкладывали  молочные продукты, мясо, говорили слова благопожелания и брызгали молоком наверх и в огонь. Кланяясь, обходили вокруг огня четыре раза. Хозяин шел всегда впереди, брызгал молоком и чаем, все остальные про себя просили о том, чего желают в наступившем году. Слова благопожелания мог  говорить только особый человек, у которого был дар восхваления хозяина земли Алтайской, Созидателя. После этого обряда все шли домой, где угощали гостей национальными блюдами и дарили друг другу подарки. 

Проживают  на территории  Республики Алтай  (Кош-Агачский и Улаганский  районы). 

Основой  жизнеобеспечения  теленгитов, освоивших  высокогорные долины Алтая,  является полукочевое отгонное скотоводство; в состав стада входят кони, мелкий и крупный рогатый скот,  яки и сарлыки. Теленгиты сохраняют технологии изготовления узорных войлоков, которые они используют  в оформлении традиционных и современных жилищ. Продукты животноводства определяют характер традиционной  кулинарии, ориентированной на молочно-мясной рацион с добавлением круп и дикоросов. 

Теленгиты считают себя христианами, но, несмотря на это, продолжают практиковать шаманские обряды и следовать ритуалам далеких предков. Впрочем, это вполне объяснимо: они были крещены всего полтора столетия назад.

Раньше  у каждого  рода было свое  святилище, но во  времена СССР многие  из них уничтожили. Новодельный  «алтайский Стоунхендж» построил Владимир  Саблаков. Его возвели на месте одного из  древних святилищ, уничтоженных в 30 -е годы  прошлого века. 

Культовый  комплекс назвали  «Тагыл». Он, как и  древние капища, сориентирован  по сторонам света, а ровно в центре символического круга находится жертвенник  – очок.

Святилище делится на две части. На одной молятся мужчины  «Эр-Дяны, на другой –женщины «ЭпшиДяны». Каждый просит не только за себя, но и за эту землю, за это небо, и тогда смысл молитвы становится единым, общим для всех.

Дзаан–  кормление  огня плотью  (жиром и мясом  барана), своего рода жертвоприношение. Этот современный ритуал проходит по всем канонам древнего обычая и начинается  с раскуривания можжевеловых веток. Дым символизирует очищение от злых духов. После кормления огня камни святилища окропляются чегенем– кефиром.

Эта  традиция  восходит уже  скорее не к шаманским,  а к более поздним верованиям, когда на территорию Алтая проникли первые тибетские монахи-паломники. Они принесли  с собой новую «белую веру» – «акдьанг», или бурханизм. Бурханисты съезжаются сюда со всех уголков страны. 

Проводятся  поклонение богам  по праздникам: «Чага-Байрам»,  «Дяжыл Бур», «Сары Бур» и «Курен Кус». По словам старожилов этот ритуал проводился с древних времен. 

 

В далеком геологическом прошлом, в неогеновое время (25-3 млн лет назад), Чуйская котловина была занята теплым, пресным озером. За столь длительный период существования водоема,  в его донной части накопилась мощная толща озерных отложений. В настоящее время эти отложения в виде глин, алевритов, конгломератов, ракушняка встречаются в Чуйской  котловине и небольшими пятнами на водоразделах Северо -Чуйского и Южно-Чуйского хребтов. Осадки озерного происхождения подразделены геологами на два мощных пласта, или свиты – Кош-Агачскую и Туерыкскую. 

Отложения  Кош-Агачской  свиты содержат  прослои бурого угля  в которых без труда можно  найти красивейшие кристаллы гипса,  и если повезет – янтаря. В серых глинах встречаются раковины ископаемых моллюсков и листовые отпечатки, семена и плоды дуба, граба, каштана и болотного кипариса.

Осадки  Туерыкской  свиты содержат  богатую фауну ископаемых  рыб, остракод. Остатки флоры  из отложений этой свиты свидетельствуют  о том, что на смену широколиственным лесам постепенно приходит степная и таежная растительность. Выходы этой  свиты прослеживаются вдоль северного борта Чуйской котловины от поселка Чаган -Узун до реки Кызыл-Чин.

 

Со  слов  основателя  и долгие годы  руководителя музея,  учителя алтайского языка  и литературы, а ныне пенсионера Карая Адаровича Бидинова, в настоящее время теленгитов и алтайцев  в районе насчитывается 8 000 человек (39,6 %) в то время как казахов – 9 000 (54,4%),  поэтому основная задача его музея – сохранение и изучение национальной культуры, распространение  знаний о ней. Музею уже 40 лет, он один из старейших в Республике, но статус его упрочился лишь  недавно – в 2003 г. он из школьного музея переведен в разряд муниципальных, а с 2006 г. музей числится  при центре Национальной культуры теленгитов.

На сегодняшний день в Чуйской степи располагаются традиционные поселения казахов – села Тебелер, Ташанта и Жана-Аул.

Появились казахи на данной территории в конце 19 века из Прииртышья, Монголии и Китая. Этот район и прежде был  местом зимовок казахов на протяжении 200 лет (18-19вв). 

Затем с согласия алтайских теленгитов казахи стали осваивать (арендовать) земли Чуйских волостей. Их проникновения продолжались на протяжении нескольких десятилетий.

В 1912-1913 годах на левом берегу реки Чуи была создана Казахская волость. У  казахов Кош-Агачского района сохранились свои традиции, обычаи, обряды, духовно-нравственные ценности. Это присутствует в повседневной жизни, в материальной и духовной культуре.

Характерная  черта казахов  – бескорыстное гостеприимство.  Казахи и сегодня неизменно культивируют  в семье и обществе чувство гостеприимства,  которое является особенностью их педагогической культуры. «Если тебе нечем угостить гостя, хоть говори с ним  ласково» – говорят казахи. Для них также характерны добродушие, дружелюбие и приветливость ко всем народам (Алтайские…, 2018).  Живут они в деревянных домах с плоской крышей. Зимой здесь не бывает много снега, поэтому двухскатная крыша не используется. 

 

У  данного  села есть  интересная природная  особенность, но для понимания  ее происхождения необходимо понимать климатические условия территории. Климат данного района является резко-континентальным. Для него характерны низкие температуры  и малое количество осадков. Климат формируется благодаря некоторым особенностям: расположение территории внутри материка, т.е. вдали от морей и вблизи  к высокогорным областям Центральной Азии.

На формирование климата любой территории оказывают влияние факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферных масс и характер подстилающей поверхности. В зимнее время на климат влияет азиатский максимум, формирующийся на территории Монголии. Для него характерна холодная погода и малое количество осадков. 

Благодаря  малой толщине  или отсутствию снежного  покрова происходит довольно интенсивное  выхолаживание почвы. Минимум средней месячной  температуры на поверхности почвы – 32 градуса (в  январе), средняя температура почвы на глубине 20 сантиметров  -20-25 градусов. В январе глубина промерзания почвы составляет  более трех метров, оттаивание этого горизонта происходит только в  августе, а в октябре уже промерзают верхний горизонт. На глубине более трех метров располагается вечная мерзлота.

Данные  климатические  условия способствуют  образованию так называемых  пинго. Также их называют булгуняхи, или же бугры  пучения. По факту, это положительные формы криогенного (мерзлотного) рельефа. 

Как  правило,  пинго имеет  округлую форму.  Образуется при промерзании  сильно увлажнённых толщ горных  пород и увеличении их объема вследствие  локального накопления льда. 

Характерная  особенность внешнего  облика большинства бугров  пучения –трещиноватость поверхности.  В некоторых случаях глубокие трещины  рассекают их более чем до середины, из-за  чего подобные бугры с большого расстояния кажутся двухвершинными.  Через трещины под давлением может происходить излияние воды или водогрязевого  потока. Образуется кратер, как у вулканов. В отдельных случаях вслед за образованием кратера происходит оттаивание и разрушение бугра, в  результате чего на его месте может снова образоваться озеро или болото. Если это болото или озеро впоследствии опять начнет промерзать (из-за частичного  осушения), то снова образуется бугор пучения.

 

Село Актал  является живым примером, как природные условия влияют на расселение людей.

Территория претерпела смену изменения климата. Из-за близкого залегания грунтовых вод в условиях вечной мерзлоты жители села ежегодно терпели настоящее бедствие: весной вода  поднималась в дома, разрушались стены, появлялись трещины в печах, здания промерзали, люди болели.

В школе вода поднималась над полом прямо во время занятий. В 1986 году было принято решение о необходимости переноса села Актал, в результате которого было образовано село Жана-Аул.

 

Джалгистобе – в переводе с казахского- одинокий холм.

Казалось  бы, холм Джалгистобе стоит на обозрении у всех на  виду, но всего лишь 38 лет назад в 1980-году, археологом Кубаревым. В.Д. на нем была открыта древняя надпись. Она  сделана более 1000 лет тому назад, состоит из 39 полностью сохранившихся рунических знаков. И вот какие выводы делают археологи исходя из анализа этой, казалось бы, небольшой по объему надписи.

Дословный перевод: «Животные навьючены, остается тронуться в путь да распродавать товары (облегчая тюки) за достойную оплату».

Фраза  интерпретируется  как напутственная  караванная запись. И  оставил ее, скорее всего,  сам хозяин груза. Но что это значит?  А то, что в районе Джалгистобе в те времена существовала торговая база, на которой формировались купеческие караваны. Это –  логичное место для ее расположения. Путь, по которому товары везли на север в Сибирь, существовал всегда. И именно по Чуйской степи караваны  прокладывали себе дорогу. Уже доказано, что существовала торговая база в районе Яломана. Таким образом, учитывая норму дневного перехода  каравана (25-35 километров), путь от базы до базы занимал около 7-8 дней. (180 километров). 

Вряд  ли товары,  перевозимые по  древнему Чуйскому  Тракту, производились  в этих местах. Скорее, таким образом,  осуществлялся транзит товаров в далекую страну Сибирь из Китая  и Средней Азии. Но купеческая база не могла существовать  сама по себе, для поддержания караванной структуры требовались животные и люди. Следовательно, должно было  быть какое-нибудь городище. Но степные жилища недолговечны, будь по-иному, возможно, что Кош-Агач считал бы свой возраст на тысячу лет дольше.

Таким  образом,  территория  геопарка обладает  уникальным сочетанием  природных, археологических  и этнографических достопримечательностей

Маршрут

Нитка маршрута представлена следующими объектами: 

  1. Кемпинг «Тыдтуярык»
  2. Ритуальный комплекс Тагыл
  3. Смотровая площадка с видом на днище котловины
  4. Село Жана-Аул
  5. Историко-Этнографический музей теленгитов
  6. Заброшенное село Актал
  7. Озера 
  8. Хребет Джалгистобе
  9. Базар Рахат