Тыдтуярык
  • О Чайнике
    Чайник Монголия —  страна людей пьющих чай. Очень много чая. Всегда, везде — много и вкусно.  Чаще всего  — это зеленый .…>
  • Немцы на "Луне"Итоги года
    Итоги года) Конец декабря – время подводить итоги и считать достижения прошедшего года. А их, надо сказать, у нас было немало. Наверное, .…>
Фото и Видео
фотоальбомвидеоальбом
Отзывы
Наши соцсети
 
Группа в ФейсбукеВконтактeинстаграмЮтуб
 

О Чайнике

Чайник

Монголия —  страна людей пьющих чай. Очень много чая. Всегда, везде — много и вкусно.  Чаще всего  — это зеленый чай с молоком и солью.  Именно это обстоятельство подтолкнуло нашего друга- путешественника Надежду Моисееву сделать вот такое исследование на эту тему.

К этому шагу, как помнится, подтолкнул один наш  разговор.  А именно, после очередного чаепития, ехали мы по пустыне. Делать было нечего,  обсуждали мы мило этимологию слова «Чайник». Было мной высказано мнение, что слова «Чайник» и «China»  имеют общие корни. И, судя по этому исследованию, мнение, мною высказанное,  — ошибочное)))) .

Для справки об этимологии

Фролов Александр

Итак, текст :

История чайника непосредственно связана с чаем. В китае считают  что , полезные свойства чая были  открыты приблизительно в 2500 годах до н.э. великим и легендарным Шен Нуном, тогда чай использовался на медитациях как тонизирующий напиток, бодрил монахов чтоб не засыпали и как заменитель вина, вино заменяли чаем, так как он не пьянил.

Одна легенда связана с императором Чжоу в начале эпохи западной Чжоу (1046-770 до нэ), ученый Цинь Чжань Цюй создал «Записки Страны Хуа Ян». Гэ Суань династии Восточного Хань (221-206 год до нэ) создал чайный сад. В 59 году до нэ в «Правилах служащих» так же упоминается чай.

Но считаются все эти сведения не достоверными, разрозненными, так как более подробные заметки появляются уже в нашу эпоху. А может просто нет переведенной литературы на русский. Первоначально и долгое время чай был лекарством и пищей. Из чая варили чайные бульоны с рисом, имбирем, солью, специями , молоком, а иногда и луком. Чайник пока был не нужен, котлом обходились.

История чая, как напитка начинается с периода в период Троецарствия (220-280 гг) и он прочно входит в обычай. В эпоху Цзинь (265-420гг) уже встречаются чайные лавки и коллективные чаепития. Полагают что именно в период 4-5 веков сформировался название «ча» и отдельный иероглиф 茶 (чай). Его пили в виде отвара с листочками. Упоминаний о чайниках пока нет.

Ступка для измельчения чая

И к эпохи династии Тан (618-907 гг) наступает расцвет употребления чая, он становится национальным напитком.
А наши поиски чайника облегчает Лу Юй. Он в середине 8 века пишет «Трактат о чае», где очень подробно описывает выращивание, сбор, хранение и самое главное способ приготовления. А его, чай , варили и воду кипятили в тазу. Входу в тот период был плиточный прессованный чай. Чай пропаривали, толкли в ступке, спрессовав в плитку, хранили в таком виде, а затем, вновь измельчив кипятили. Даже в экстремальных погодных условиях прессованный чай не портился годами и сохранял свои лучшие качества. С этого времени началось поклонение чаю и это ясно из слов Лу Юйа, а он говорит о том, что варить чай с имбирем, луком и другими приправами – это невежество. Также  в его рецепте допустимо добавление соли. Пишу все это, так как зацепило приготовление чая казахами, откуда ноги растут хочется понять.
Чайника, как предмета для заваривания чая еще нет, хотя похожие на чайник предметы существовали с бронзового века, вот только чай в них заваривать не догадались и Лу Юй в своем произведении такой предмет не описывает.

В период эпохи династии Тан (618-907 гг) появляется новый способ заварки чая– моуча (мяттэ, матча) порошковый чай. Чай заливали кипятком и взбивали бамбуковой кисточкой до образования белой пены. В период династии Сун (960-1279 гг) это вид чая станет вершиной чайной традиции Китая. Данный способ заваривания чая сохранился только в Японии, так как попал к ним в 805 году, по приданию семена чайного куста привез проповедник Сайтё. Благодаря этому способу заваривания чая появляются чайники, с носиком и ручкой, ведь кипяток надо было из чего-то наливать в чашки. Чайники, описанные в научной литературе на просторах интернета, а я это подчеркиваю, так как предполагаю, что при более глубоком изучении литературы можно много более подробного найти, так вот, чайники для кипятка датируются 10-11 веком. (чаша-это сосуд для вина, характерно, что весь это длительный период в Китае в ходу были кувшины для вина, очень напоминающие ближневосточные).

Династия Сун (960-1279 гг) — чай прочно входит в повседневный быт китайцев.
Наряду с кирпичным (плиточный, кирпичный, поленный) происходит расцвет порошкового чая моуча, никакие добавки в него уже не допускались. Соль из процесса приготовления чая была исключена навсегда. Кирпичный чай особенно ценился варварами-кочевниками, которые жили на окраинах империи, в странах с резко континентальным климатом,  где знойное иссушающее лето сменялось суровой ветреной зимой. Видимо для них и любителей производство этого чая сохраняется.

В период династии Сун (960-1279 гг) появляется чай сянтя (высушенные листочки), новый способ заваривания. Чай заваривали в чашках, и их формы изменялись параллельно с изменениями в сортах чая, способах его заваривания. Хочется отдельно об этом сказать. Лу Юй (династия Тан) считал, что голубой цвет является идеальным для чайного сервиза, так как он придает дополнительную зелень напитку, в то время как белый цвет фарфора делает чай розоватым и неприятным (это было связано с тем, что он использовал прессованный чай). Позже, при династии Сун, начали применять чай в порошке, предпочитая тяжелые сосуды темно-синего и темно-коричневого цветов. В эпоху Мин наслаждались настоянным чаем в посуде из белого фарфора, все так же из-за способа заварки. Появился ли в этот период способ заварки чая непосредственно в чайнике не понятно, но то что он служил сосудом для кипятка – это уже точно.

Минская эпоха (1360-1644 гг). Считается, что несколько факторов послужили упадком расцвета культуры употребления чая в Китае: монгольское нашествие в 13 веке, а так же дороговизна производства прессованного чая, ускорения ритма повседневной жизни (попросту люди стали искать более быстрый способ приготовить чай, так как приготовление прессованного чая требовало множества различных дополнительных действий и инструментов).

Изменился почти кардинально способ заварки и пишут, что этому еще и поспособствовал император Чжу Юаньчжан (1328-1398 гг) основатель минской династии. Появляются привычные для нас рассыпчатые зеленые и черные чаи и способы их заварки.
Благодаря изменению процесса приготовления чая, увеличилось производство листового чая. ъ

Во времена династии Сун (960-1279 гг) существовало всего несколько видов листового чая, о которых сохранились исторические записи, а во времена династии Мин (1360-1644 гг) в книге Шиву-ганчжу, написанной Хуаном Ичжень, было записано уже 97 видов чая, и более количество было именно листовыми сортами.

Процесс потребления листового чая стал доминирующим способом чаепития в Китае.
Производство керамических чайников стало массовым. Людям династии Мин нравились глиняные маленькие чайники.  Чай, заваренный в таком чайнике цвета пурпурного песка, не терял свои вкус, аромат и остывал он очень медленно. Чайники и чашки были термостойкие, не давали трещин, когда наливали кипящую воду и не обжигали рук, т.к. их теплопроводность была очень малая.

При длительном использовании чайники пропитывались ароматом настолько, что приятно пахли чаем даже тогда, когда его просто наполняли кипятком. Чайных дел мастера начинают соревнование за изысканность и красоту чайника, но окончательно и бесповоротно сформировался облик классического китайского чайника в 16 веке. Легенда , как всегда красива и поэтична, но доказано, что придумал этот самый чайник для заварки чая мастер и основатель собственной школы Гун Чунь в 1514 году в городе Исин, историческом центре глин в Китае. Чайник хранится сейчас в музее Гонконга. Так что в период династии Мин появляется заварочный чайник.

Для эпохи Цин (1644–1911гг) было характерно проникновение чайной культуры в жизнь простых людей. Высокое мастерство, необходимое для чайной церемонии, и сам ее дух были слишком далеки от жизни простых людей, поэтому в эпоху Цин они внесли в нее некоторые изменения. Самым заметным из них был рост популярности чайных домиков, где могли свободно общаться люди, принадлежащие к разным социальным слоям общества. Поскольку все больше и больше людей стали с удовольствием пить чай, упростились и чайные приборы, оставив главную роль за чайником и чашками.

В Западную Европу чай впервые завезли из Китая португальские мореплаватели в 1517 году, но за пределы Португалии он не вышел, прочно застряв на целое столетие в этой стране, где его изредка употребляли при королевском дворе. В 1610 году голландцы сделали вторую попытку познакомить Европу с чаем, но и на сей раз этот напиток так и не пошёл дальше узкого круга амстердамских и антверпенских патрициев. Подарок совпал с появлением в Англии новой королевы – урожденной португальской принцессы Катарины Брагансской, «принесшей» своему супругу Карлу II в качестве приданого не только индийский город Бомбей, но и обычай пить чай. А в 1664 году Ост-Индская компания прислала в подарок английскому королю как величайшую редкость два фунта (906 гр) понравившегося ему чаю, перекупленных у голландцев.

Попав в Европу, чай привил интерес европейцев к фарфору, а его высокая стоимость побудила европейских алхимиков помимо поисков рецепта философского камня заняться загадкой получения фарфора. С 1704 года началась совместная работа ученого педанта фон Чирнхауза (1651-1708) с азартным экпериментатором, аптекарем и алхимиком Иоганном Бёттгером (1682-1719).

В 1709 году Иоганн Бёттгер подал Августу Сильному доклад о изобретении фарфора, а 23.01.1710 года в городе Дрездене была открыта первая фарфоровая мануфактура, директором которой стал Бёттгер. В июне 1710 производство перенесли в Мейсен (знаменитый европейский Мейсенский фарфор). Начался бум европейского фарфора, который в большей степени копировал китайский и японский по формам и мотивам, но постепенно европейские мастера перешли к созданию европейского стиля. Заварочные чайники в тот период имели самые необычные формы и дизайн. Еще значительно увеличился объем чайника, но это скорее всего связано с европейской особенностью чаепития, так как в китайском чайнике можно было заватить чай только на одного человека.

Слухи (информация не подтверждается статьями): что форма чайника — это сочетание формы восточного кофейника и сосудов для вина, в которых привозили чай в Европу.

Далее развитие чайника идет в двух направлениях: электрический и кипячение на открытом огне.

Первый путь. Техническая бытовая эмаль на чугуне и стали выходит на производственный уровень. Уже в 1761 г. Иоганн Генрих Готлиб фон Юсти предложил покрывать эмалью предметы домашнего обихода, с тем чтобы улучшить их эксплуотационные свойства. В 1785 г. на металлургическом заводе Лаххамера впервые были покрыты эмалью чугунная посуда и детали каминов и печей. В 1810 г. начали эмалировать сталь, с 1836 г. в Тале уже изготовляли эмалированную посуду, которая очень быстро получила известность и понравилась потребителю. Эмалированный чайник и сейчас пользуется спросом.
В 1913 году в августе английский металлург-самоучка Гарри Бреарли (1871-1948гг ) в электропечи сварил первую нержавеющую сталь. Лишь год спустя Брирли и Эрнест Стюарт вместе придумали способ обрабатывать сплав так, чтобы он не был хрупким. Уже в 1916 году им удалось получить патент на свое изобретение в США. Нержавеющая сталь приобрела широкую известность лишь через десятилетие, когда Хартфилд (преемник Гарри Бреарли) запатентовал марку стали 18-8 с. Сталь этой марки отличалась лучшими техническими характеристиками и успешно применялась при производстве чайников и другой посуды.

Второй путь. Бульотка – прототип электрического чайника. Небольшой металлический чайник с крышкой, установленный на спиртовой горелке, чаще всего серебрянный, так как в основном бульотки использовались только в аристократической среде. Первоначально бульотки использовались для варки кофе, начиная с 1685 года, но с приходом чая в Европу в них кипятили воду непосредственно на чайном столе. Широкое распространение получила во второй половине 19 века.

Европейский чайник

Сведения о том, когда появился первый электрический чайник, разнятся. Одни источники датируют это событие 1891-м, другие — 1894-м, третьи — 1900-м годом. Примерно в 1893 году некий полковник Кромптон, английский изобретатель, проявив смекалку, вмонтировал в обычный чайник электрический нагревательный элемент, а вернее в его подставку. На международной выставке в Чикаго представил его, но детище особого восторга не вызвало, так как чайник очень медленно кипятил воду. Но это слухи. Достоверно известно, что немецкая фирма “AEG” в середине 90-х годов 19 века уже выпускала 80 различных электрических бытовых и кухонных приборов для домашнего использования: чайники, утюги, фены, щипцы для завивки волос, электроплиты, кофеварки, зажигалки для сигар и многое другое. Только в 1922 году инженеры придумали помещать нагревательный элемент, заключенный в изогнутую трубку, прямо в воду вблизи дна чайника. Вода стала закипать значительно быстрее. Тогда же была разработана защитная автоматика, предотвращающая нагрев при отсутствии воды в чайнике.
Традиционная “лебединая” форма корпуса чайника оставалась неизменной еще несколько десятков лет. Материалом для чайника чаще всего служила медь, позже хромированная сталь, еще позже алюминий.
И только в середине 50-х годов появились модели электрических чайников новой формы: полусферические и приземистые цилиндрические, с широким коротким носиком. К этому времени уже были изобретены автоматические электрические модели, отключающиеся при кипении благодаря скрытой от глаз изгибающейся биметаллической пластине.
Дизайн чайника в форме кувшина, широко распространенный сегодня, сформировался к концу 70-х годов.

  • Литература (прочитана только в рамках вопроса История Чайника, я не читала про чай):
  • Мазурин ВП “Путь чая”
  • Лу Юй “Путь чая”
  • Чжан Юань “Заметки о чае”
  • Печенкин В “ Что и как пьют в Поднебесной”
  • Лам Кам Чуэн “ Путь чая: секреты традиции”
  • Увэй Синь “ Энциклопедия целебного чая”
  • ИС Жущиховская “Живые традиции: заметки о китайском гончарстве”
  • “История керамики Восточной Азии”
  • “Традиционное гончарство Китая”
  • Чжоу Сяовэй “ Исследование древней чайной культуры в Древнем Китае”
  • Ван Лин “Китайское искусство чаепития”
  • Стружинина ЭП “Китайское ремесло в 16-18 веках”
  • Наука и Жизнь “Эволюция электрического чайника”, номер 3 за 2004 год
  • Популярная механика
  • Всемирная волновая история от 1850 по 1889 г.

Надежда Моисеева